Правила и границы компетенции

Почему нужны правила

Равное консультирование в онкологии началось с проекта, реализованного в 2018 году. Первые равные консультанты, которые прошли курс подготовки и уже работают в регионах, сформулировали правила, на которые нужно опираться в этой работе. Эти правила обязательны для выполнения в процессе консультирования, поскольку в это время консультант не является частным лицом, а выступает представителем команды, в которой работает вместе с сотрудниками ЛПУ и НКО.

Правила

  • Соблюдать конфиденциальность – вся информация, полученная в процессе консультирования, остается между равным и клиенткой и не может быть сообщена третьим лицам.
  • Отвечать только на запрос клиента. Не предвосхищать вопрос, подождать, пока клиент его сформулирует, или сформулировать вместе с ним.
  • Использовать личный опыт как один из примеров решения аналогичной задачи, а не единственно правильный выбор.
  • Говорить честно, но не пугать – не стоит перечислять подробно предполагаемые горести и печали всех этапов лечения (тем более что у клиента их может не быть), помогать разобраться в «сейчас».
  • Давать возможность клиенту принять информированное решение. Не пытаться подтолкнуть его к принятию правильного, с точки зрения равного, решения. Дать клиенту возможность при­нять все свои решения самостоятельно. Скорость и качество принятия решения зависят только от клиента, а не от желания консультанта помочь.
  • Оказывать эмоциональную поддержку, не осуждать клиента, не оценивать его взгляды, поведение, жизненные стратегии.
  • Сочувствуя клиенту, не поддерживать его разрушительные стратегии.
  • Поддерживать клиента эмоционально, сохраняя себя – свои границы, психическое и физиче­ское здоровье.
  • Не участвовать в обмене препаратами.
  • Быть неангажированным – не продвигать отдельные медицинские продукты и сервисы, а давать клиенту представление обо всех существующих вариантах, предпочтительно качественных и бесплатных.
  • Согласовывать с медицинским учреждением, на базе которого равный консультирует, информацию о медицинских сервисах, медицинских реабилитационных мероприятиях.
  • Равный не может консультировать в период своего активного лечения или рецидива.

Почему важно понимать границы компетенции

У равного консультанта много знаний и опыта, которые будут полезны клиенткам. Но для успешной работы нужно готовиться, изучать вспомогательные материалы, которые раздают на семинарах, и понимать область своей компетенции. Равный консультант работает в двух направлениях:

  • информирование: общая информация о видах лечения, маршрутизация, возможности получения психологической и социальной помощи, права пациента;
  • эмоциональная поддержка: опыт жизни с диагнозом, принятие чувств клиентки, помощь в выстраивании отно­шений с медицинскими и социальными работниками.

Что делает равный для информирования

  • В отличие от врача равный консультант не назначает лечение и не обсуждает его. Равный может предоставлять общую информацию о заболевании и методах лечения, но не говорить о конкретном плане лечения, о препаратах и последовательности процедур, определенных врачом.
  • Равный может разъяснить, как осуществляется первичная диагностика, постановка точного диагноза, что такое химиотерапия, зачем она нужна и как уменьшить побочные эффекты. В чем заключается лучевая терапия, что такое таргетные препараты и т.д.
  • Если клиент сомневается в своем лечении, консультант может рекомендовать ему получить второе мнение у другого специалиста, но ни в коем случае не может давать заключение самостоятельно.
  • Маршрутизация в отношении конкретного пациента – это процесс определения оптимального пути его следования с целью получения качественной медицинской помощи при минимальных временных и финансовых затратах. Для маршрутизации консультант должен обладать достаточным объемом информации о порядке получения медицинской помощи – нужно ли обращаться в районный или федеральный диспансер, как получить квоту, как записаться на прием к врачу и сколько ждать в очереди.
  • Консультант аккумулирует всю возможную информацию о видах помощи, об услугах и о возможностях их получения на всех этапах жизни с диагнозом: первичная диагностика, постановка точного диагноза, лечение, реабилитация, ремиссия, рецидив, паллиатив.
  • Консультанту важно знать и уметь предложить клиенту возможности получения психологической, психиатрической или социальной помощи. Равный консультант, даже прошедший специальную подготовку, не становится дипломированным психологом, хотя многое в его работе строится на знании психологических подходов. При этом равный консультант все равно остается человеком, который может оказать эмоциональную поддержку клиенту и помочь разобраться с бытовыми аспектами жизни с диагнозом.
  • Равный может поделиться позитивным опытом лечения, выразить сочувствие и понимание. Но не может заменить специалиста. В обязанности равного не входит покупка лекарств или продуктов, а только помощь в планировании и распределении обязанностей в быту.
  • У клиентов могут возникнуть проблемы с получением бесплатных препаратов, затруднения в получении необходимого объема обследований, задержки в получении медицинской помощи. Поэтому важно рассказать им о том, как получить бесплатное лечение, как оформить инвалидность, о том, что пациент имеет право на получение второго врачебного мнения или смену врача и лечебного учреждения.
  • Можно направить клиента к доверенному юристу (важно знать и иметь эти контакты). Можно дать контакты людей (с их согласия), к которым можно обратиться за алгоритмами действий, к тем, кто имеет подобный опыт отстаивания собственных прав.

Что делает равный для поддержки

  • Передавая опыт жизни с диагнозом, равный должен понимать ответственность за то, что и как он рассказывает клиентке. Важно, чтобы примеры из жизни и опыта лечения консультанта не вызвали у клиента отрицательную реакцию, не спровоцировали сомнения в том, что его лечат правильно. Поэтому, приводя истории из личного опыта, всегда нужно оговариваться, что каждому пациенту подходит свое лечение по индивидуальной схеме, а схему эту лучше всего определяет врач.
  • Не следует навязывать те варианты психической или жизненной адаптации, которые использовал сам консультант (пение в хоре, выращивание роз), ведь они могут и не подойти клиентке.
  • Принятие чувств клиента – важная составляющая консультирования. Особенно в ситуации, когда равному кажется, что он ведет себя неправильно. В таком случае консультант разбирается, что именно ему кажется неправильным. Если поведение клиентки просто противоречит привычным стратегиям консультанта, то свое мнение он оставит при себе и даст возможность клиенту жить в соответствии с его ценностями.
  • Если клиентка поступает неправильно с точки зрения ее здоровья – например, отказывается от врачебной помощи, консультант крайне осторожно и деликатно разбирается в причинах такого решения. Для консультанта важно не потерять контакт с человеком, который и так находится в непростой ситуации. Ни в коем случае нельзя оценивать решение клиента, а дать понять, что консультант принимает и не осуждает любой его выбор, готов поговорить и обсудить любые варианты.
  • Клиенту может потребоваться помощь в выстраивании отношений с медицинскими работниками. Равный помогает клиенту построить конструктивное сотрудничество с врачом, готовит его к следующей встрече, вплоть до помощи в составлении списка вопросов, репетиции уверенного диалога.

Как стать частью движения равных:

Подписаться
на рассылку

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Все партнеры