100 ВОПРОСОВ

про этику консультанта

Разговор на консультации

С чего начать разговор?

Очень важно создать в кабинете равного консультанта комфортную обстановку и атмосферу для клиентки. И сделать это можно очень простыми методами.

Для начала дайте ей понять, что все внимание уделено именно ей. Что ее состояние вам важно. Спросите, как ей было бы удобно, чтобы вы к ней обращались. Спросите, знает ли она, кто такие равные консультанты, и если не знает, расскажите ей. Объясните свои компетенции и темы, по которым вы готовы предоставить ей информацию. Спросите, что из этого ей сейчас было бы полезно. И если чувствуете, что она растеряна и не в состоянии воспринимать информацию, просто спросите, кто и почему ее к вам направил и чем вы можете ей помочь. Дайте ей рассказать свою историю, внимательно выслушайте и посочувствуйте ее ситуации.

Что такое путь принятия болезни?

Наблюдая, что происходит с эмоциональным состоянием человека, который узнает тяжелые новости о своей жизни (это может быть и онкологический диагноз, и болезнь или смерть кого-то из близких, и любые другие обстоятельства, резко меняющие жизнь), психологи определили некий путь, смену стадий и состояний, через которые так или иначе проходит человек.

Этот путь отчасти условен. Любой его этап может длиться пару часов, пару месяцев или несколько лет, последовательность стадий может меняться, более того, ходить по ним человек может кругами. И все же важно эти стадии понимать, чтобы распознать и принять человека в том его эмоциональном состоянии, в котором он сейчас находится.

Дальше рассмотрим их подробно.

Шок (отрицание)

«Этого не может быть», «это не со мной», «это ошибка», «только не я» — это первая нормальная реакция, которую выдает человек, узнав шокирующую новость.
Если отрицание затягивается, оно может переходить в психосоматические формы, сонливость, упадок сил, апатию. Но также и отчаяние, ощущение одиночества, оглушенности (звон в ушах, ничего не понимаю). Отрицание может приводить к вытеснению эмоций, как к защитной реакции — нет ни слез, ни чувств, человек абсолютно спокоен. Окружающие в таких случаях часто принимают отрицание за силу духа: «она хорошо держится и совсем не плачет».

Часто люди вспоминают, что в этот период они словно наблюдали свою жизнь со стороны, как в кино. А многие не хотят говорить о своей болезни: не говори со мной про это, что тут обсуждать?!

Нужно дать какое-то время человеку на адаптацию к мысли о болезни, но крайне важно не остаться в отрицании, потому что в таком состоянии человек может выйти из кабинета после постановки диагноза и не вернуться на лечение и даже никому о диагнозе не сказать, убедив себя, что это ошибка.

Как разговаривать с клиенткой в отрицании?

  • Признайте за человеком право находиться в отрицании — без сарказма и с уважением.
  • Выразите сочувствие и поддержку. Поговорите о чувствах пациентки, если она пойдет на этот разговор.
  • Не давайте советов.
  • Предложите информацию, но не настаивайте. Расспросите о планах и желаниях.
  • Будьте открыты и дайте об этом знать («Вы всегда можете ко мне обратиться»).
  • Полезные распечатки (короткие: адрес группы поддержки, телефон доверия, равного консультанта, психолога).
  • Вспомните собственный опыт. Предложите ей составить вместе план на ближайшее время: какие анализы назначены, какие исследования, к каким врачам нужно пойти и когда.

Это сделает ситуацию более реальной и предсказуемой, эмоционально более управляемой для клиентки.

Гнев

Гнев (и чувство вины) — это инструмент психологической защиты. Подсознательно мы боимся не справиться с болезнью и переживаем от этого.

В состоянии гнева человек чувствует себя жертвой ситуации, пытается из нее выбраться и испытывает ярость от невозможности все вернуть на прежнее место.

Гнев заставляет искать виноватых, он может быть направлен как на окружающих — врачей, которые просмотрели болезнь, на экологию, устройство Вселенной, соседку, которая «сглазила», так и на себя.

Тогда человека сжигает чувство вины — за курение, нездоровый образ жизни или плохие мысли и эмоции, которые, по его мнению, стали причиной рака. Чувство вины — это гнев, направленный не вовне, а на самого себя.

Обычно гнев — это деятельное и энергичное состояние, оно может вызвать желание мстить или действовать. В этом состоянии хорошо бороться с системой, выбивать квоту, требовать бесплатных анализов и проходить их. Но также может приводить к зацикленности, которая деятельности мешает: можно ходить кругами в поисках виноватых в болезни и долго не сдвинуться с этой точки.

Как разговаривать с клиенткой в состоянии гнева?

  • Дать возможность выговориться, вербализовать свои чувства. Предложите ей обратиться за консультацией к психологу, записаться на курс арт- терапии или в группу поддержки, расскажите, что есть упражнения и выражения гнева.
  • В этом состоянии клиентка может быть неприветлива и даже резка. Не принимайте это на свой счет, спросите, что ее так расстроило, что она в плохом настроении, поговорите об этом.
  • Расскажите про специальные методики, которыми владеют профессиональные психологи для помощи клиенту в проживании этой стадии, дайте контакты психолога. Это помогает выстроить отношения с заболеванием и начать с ним конструктивно взаимодействовать.
  • Когда гнев поглощает и мешает действовать в правильном направлении, можно предложить клиентке составить план действий на ближайшее время и разбить таким образом большую и сложную задачу на небольшие и решаемые.

Торг

В какой-то момент человеку начинает казаться, что от реальности еще можно откупиться и все исправить.

Если, например, сейчас я брошу курить, то диагноз окажется ошибкой. Или если начну помогать бездомным, то сразу излечусь.

Иногда на этой волне пациенты начинают обращаться к религии и просить высшие силы сотворить для них чудо. В самом по себе поиске ответов в одной из религий нет никакого вреда. Наоборот, ответственный и внимательный служитель культа может стать еще одной опорой для преодоления сложной жизненной ситуации. Однако в состоянии активного поиска того, кто «все решает», есть опасность попасть в руки к шарлатанам и сектантам, которые рады принять человека в состоянии торга и готовы пообещать нереалистичные «программы излечения». Поэтому на этой стадии особенно важно сохранить контакт с клиентом, поддерживать его в духовных поисках, но и предостерегать от участия в сомнительных объединениях.

Как разговаривать с клиенткой в состоянии торга?

  • Ни в коем случае не высмеивайте, не подвергайте сарказму действия человека. Стадию сделки еще называют молчаливыми криками отчаяния.
  • Предложите «потрогать руками реальность» — где мы находимся здесь и сейчас.
  • Окажите эмоциональную поддержку, расскажите про группы взаимопомощи, дайте контакты психолога.
  • Постарайтесь вовлечь пациента в ответственность за свои действия: предложите спланировать дальнейшие шаги в лечении, в распорядке дня. Так вы делаете будущее более отчетливым и предсказуемым.
  • Важно поощрение, позитивное эмоциональное подкрепление приверженности к лечению.
  • Постарайтесь понять, к чьему мнению клиентка готова была бы прислушаться. Постарайтесь взять этого человека в союзники.

Депрессия

Практически все пациенты переживают ту или иную степень депрессии.

Эта стадия важна, так как надо отгоревать, попрощаться с прежним собой. Ужас и отрицание вызывает новая действительность с точки зрения прежней жизни.

Мы противопоставляем прежней здоровой жизни жизнь в диагнозе. Но чтобы увидеть за болезнью выздоровление, чтобы принять то, что и во время лечения жизнь продолжается и не останавливается, нужно это горе пережить.

Депрессия опасна тем, что не для всех этот этап проходит гладко. У кого-то она может развиться в клиническую депрессию — состояние, лишающее нас сил действовать, мешающее проходить лечение, бороться за свою жизнь.

У кого-то горевание может вызвать ощущение тупика, бессмысленности дальнейшей жизни и борьбы и привести к суицидальным мыслям и состояниям. Поэтому многим пациентам в состоянии депрессии нужна профессиональная психологическая или психотерапевтическая поддержка.

Как разговаривать с клиенткой в состоянии депрессии?

  • Окажите эмоциональную поддержку, расскажите про группы взаимопомощи, дайте контакты психолога.
  • Постарайтесь вовлечь пациента в ответственность за свое состояние: предложите спланировать дальнейшие шаги в лечении, в распорядке дня. Так вы делаете будущее более отчетливым и предсказуемым. Важно, чтобы это планирование было простым, а планы понятными и неразмашистыми. Очень помогает планирование простой бытовой жизни.
  • Важно поощрение, позитивное эмоциональное подкрепление приверженности к лечению. Имейте в виду, что некоторым пациенткам нужны помощь психотерапевта и назначение антидепрессантов. Поэтому вы можете предложить обратиться за помощью к профессионалам, если предполагаете, что их участие, возможно, необходимо.

Принятие

После трудных переживаний логичный этап — принятие болезни.

Он может смениться любой из стадий на время, но потом возвращается вновь. Принятие болезни дает самую сильную мотивацию на лечение, планирование будущего, пересмотр целей, ценностей и образа жизни. Этот этап отличается от других конструктивностью в принятии решений. А также тем, что диагноз становится частью жизни, но не поглощает эту жизнь целиком, не подчиняет всю жизнь себе.

На этом этапе клиентка, используя все навыки, которые мы ей предоставляли снова и снова на предыдущих этапах, способна сама планировать не только ближайшее будущее, но и строить долгосрочные жизненные планы.

Что делать, если клиентка плачет?

Эмоциональная реакция нормальна. Если клиентка расстроена и плачет, посочувствуйте ей, подождите, пока она немного успокоится.

Такие ситуации будут происходить часто, подготовьтесь к ним заранее — на столе должны быть бумажные салфетки, вода и чистые стаканы. Предложение выпить воды в такой ситуации не просто вежливость: физиологическая реакция на глотание — задержка дыхания — позволяет человеку остановить неконтролируемые всхлипы, что постепенно приводит к успокаиванию и восстановлению нормального ритма дыхания.

Важно отнестись к чувствам клиентки с пониманием и участием, без этого не удастся установить с ней контакт.

Что делать, если клиентка собирается к шарлатанам?

Многие люди, особенно на стадии «торга», задумываются об обращении к нетрадиционной медицине.

Чтобы не потерять контакта с клиенткой, ни в коем случае не давайте резких категоричных оценок, не говорите, что все это ерунда и не работает. Это может ее оттолкнуть, нарушить доверие и заставит скрывать от вас свои намерения. Скажите ей, что вы в этом не разбираетесь и некомпетентны отвечать на вопросы по нетрадиционной медицине, что, к сожалению, доказанных и проверенных альтернативных методов лечения не существует. Но скажите это аккуратно.

Предложите ей использовать все возможности сразу и не отказываться от традиционного лечения, которое точно помогает тысячам людей. Ведь можно вести лечение всеми способами — и альтернативными, и традиционными параллельно. О совместимости этих методов важно консультироваться с лечащим врачом.

Что делать, если клиентка отказывается от лечения?

Здесь тоже нельзя быть резкой и категоричной.

Нельзя говорить, что это ошибка, нельзя давать оценок. Причины отказаться от лечения могут быть самыми разными, и нередко они решаемы.

Постарайтесь узнать у нее, почему она не хочет проходить лечение. Возможно, ее пугает побочный эффект или она не верит, что лечение ей поможет. Это более предметные опасения и страхи, которые можно попробовать аккуратно обсудить.

Если переубедить клиентку не удается, можно предложить ей обратиться за помощью к психологу, чтобы обсудить свои страхи со специалистом.

Что делать, если клиентка не принимает ни один предложенный сценарий?

Вы предлагаете информацию и варианты действий, а клиентка на все отвечает, что это ей не подходит, так она делать не собирается и вообще вы ей никак не помогли.

Спросите ее, что, по ее мнению, ей бы подошло. Может быть, она уже приняла какое-то решение, которое вы сможете с ней обсудить.

Вероятно также, что клиентка пытается найти одно решение для слишком большой проблемы. Может быть, ей было бы проще составить короткий план действий на ближайшее время, разбить таким образом одну большую задачу на много маленьких.

Это делает будущее более предсказуемым и возвращает нам чувство контроля над ситуацией.

Как предложить обратиться за психологической помощью?

Равный консультант не может заменить психолога, и это нормально.

Мы можем поддержать, оказать эмоциональную поддержку, но не профессиональную психологическую помощь.

Чтобы деликатно предложить клиентке такой вариант, расскажите, что в похожей ситуации многим помогает консультация психолога. Если она отказывается, потому что не верит психологам, предложите ей посетить группу поддержки, которая модерируется психологом. Скажите, что она ничем не рискует, но всегда есть вероятность, что этот метод все же сможет ей помочь.

Расскажите клиентке, что есть специализация — онкопсихология. Что такие эксперты как раз работают только с онкологическими пациентами и очень многим помогают решить их проблемы и настроиться на лечение. Всегда поощряйте клиентку к получению как можно большего спектра психологической помощи: попробовав разные подходы, ей будет легче выбрать то, что ее действительно поддержит.

Подписаться
на рассылку

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Все партнеры